О проекте | Реклама | Контакты
Регистрация
Вход для пользователей
Azərbaycanca WAP RSS
Закрыть



- Регистрация в Фанклубе                       - Забыли пароль?
Интервью
07.02.2017 / 2 комментариев / 819 просмотров

Эльнур Ашрафоглу: Спорт развивается с невероятной скоростью, и комментаторы должны развиваться вместе с ним

 Известный в прошлом комментатор, экс-глава пресс-службы "Нефтчи" Эльнур Ашрафоглу продолжает работать в спортивной сфере, в качестве пресс-секретаря Спортивно-Оздоровительного Центра "Нефтчи". Ашрафоглу в присущем ему интересном стиле ответил на вопросы о своем пути в журналистике.





— Эльнур муаллим, Вы, наверное, как и многие мальчишки любили в детстве поиграть в футбол.

— Футбол, футбол и еще раз футбол. Этот увлекательный вид спорта я люблю с детства. Я родом из Зангелана, который в настоящее время, к большому сожалению, находится под оккупацией. Еще, будучи мальчишкой, я любил погонять мяч. Я всегда думаю, если бы я вырос в Милане, или в Рио-де-Жанейро, или в Париже, то мог стать известным футболистом и играл бы лучше шведского нападающего боснийско-хорватского происхождения Златана Ибрагимовича (смеется). Хочу сказать, если бы в свое время я попал в необходимую футбольную атмосферу, то стал бы заниматься профессионально.

Несмотря на это, страсть к футболу просто зашкаливала. Я учился в средней школе №1 в Зангелане. Перед школой находилась футбольная площадка, на которой мы постоянно играли. Дом, где мы жили, стоял по соседству со школой, и голос мамы, когда она нас звала домой и кричала — "Эльнур!", отдавал эхом. Но это не помогало, и когда начинало темнеть, маме приходилось идти на площадку и буквально загонять нас домой, так как мы никак не могли наиграться (смеется). Я был очень инициативным ребенком и обладал организаторскими способностями, благодаря чему собрал нашу собственную футбольную команду, куда входили ребята разного возраста. Потом мы играли за свою школу и занимали призовые места. Это был очень интересный период моей жизни.

— На какой позиции Вам нравилось играть?

— Нападающий и только нападающий! Мне всегда нравилось забивать голы, поражать ворота соперника, это чувство ни с чем не сравнить. Но однажды я получил награду как лучший защитник. Сборная команда журналистов Азербайджана, которая приняла участие на Кубке европейских СМИ, проходившим в Кишиневе (Молдова) в 2014-ом году, заняла второе место. Я был капитаном этой команды. В начале чемпиона многие не воспринимали нас в качестве серьезного соперника и считали аутсайдером турнира. Противники, которые попали с нами в одну группу, радовались. В групповом турнире мы обыграли Украину (2:1) и Литву (1:0), сыграв вничью с Германией (6:6). Таким образом, мы заняли первое место в группе. В полуфинале наша команда обыграла Румынию в серии пенальти и вышла в финал, где мы встретились с хозяевами поля – командой Молдовы, которой уступили со счетом 0:2. В сборной команде азербайджанских журналистов я играл на позиции защитника и был избран лучшим. Еще до начала турнира, когда мы распределяли, кто на каких позициях будет играть, было принято решение, что если я буду играть в защите, то принесу команде намного больше пользы. Поэтому на этом чемпионе я сыграл на позиции защитника, и это было верным решением. Вообще, на всех турнирах, которые проводились между журналистами, я всегда был нападающим и в большинстве случаев бомбардиром, начиная с команды "Telefortuna", которую мы создали на "АzTV", и заканчивая командой "Olimpiya".



 

— Эльнур муаллим, несмотря на то, что в средней школе Вы учились в азербайджанском секторе, но высшее образование Вы получили на русском. Как это произошло?

— К большому сожалению, мой русский язык не такой богатый, поэтому я даю вам интервью на азербайджанском (смеется). Но мне хотелось бы рассказать интересную историю, как парень из азерб. сектора попал учиться в русский сектор и окончил факультет "Международное право и международные отношение" Бакинского государственного университета. Окончив среднюю школу с золотой медалью, я решил поступать на вышеописанный факультет. В наше время не было тестов, тогда абитуриенты сдавали три экзамена. Имея золотую медаль, абитуриенту было достаточно сдать на "5" один экзамен и его автоматически зачисляли в высшее учебное заведение. Однако, когда мы вместе с родителями пришли сдавать мои документы, это был 1991-ый год, меня туда не приняли.

— И в чем была причина?

— Дело в том, что этот факультет открылся совсем недавно, причем СССР к тому времени еще окончательно не распался, поэтому декана факультета пригласили в Баку из МГИМО и учиться на нем могли только ребята из русского сектора. Поэтому мне отказали, и я выбрал факультет "Политология и социальные науки" БГУ (азерб. сектор).

 — Уже тогда Вы начали оттачивать свое перо журналиста?

— Да. На факультете Политологии и социальных наук я учился вместе с Сабухи Мамедли, который сейчас является одним из известных азербайджанских журналистов. Он и пригласил меня работать на тот момент в популярной газете "525". С этого началась моя профессиональная деятельность еще во время учебы в университете. Конечно, у меня были статьи на экономические и политические темы, но предпочтение я всегда отдавал подготовке спортивных материалов.

— Однако, вскоре Вы решили сменить факультет…

— Да. Я принял такое решение, и написал заявление на имя ректора, что хочу стать дипломатом (это моя мечта с детства), поэтому хочу сменить факультет на Международное право и международные отношения. Несмотря на то, что ответы ректора и декана оказались положительными, отрицательный ответ дала Госкомиссия по приему студентов, которая в то время впервые ввела на экзаменах тестовую систему

 — Но спустя некоторое время Вам все-таки удалось добиться своего…

— Да, вы правы. Осуществить мечту детства мне помог случай. Будучи активным студентом и, работая в газете "525", я брал интервью у высокопоставленных чиновников и первых лиц страны, которые находились у власти. Но меня интересовала не политика, а их отношение к спорту, их связь со спортом. Например, мне выпал случай взять интервью у одного высокопоставленного чиновника. Мы поговорили с ним о спорте, и в конце нашей беседы я рассказал ему о своем желании. Тогда он позвонил председателю комиссии, сказал, что к тебе придет журналист, возьмет у тебя интервью, и ты подпишешь бумагу, которую он принесет (смеется). Таким образом, я сменил факультет. Представьте себе, что азербайджано-язычный парень вдруг стал учиться на русском языке.

 — Наверное, здесь без трудностей не обошлось…

— Нельзя сказать, что на тот момент я вообще не знал русского языка. Моя мама выросла в Мингечевире, который на то время был многонациональным городом, где проживало много русскоязычных. Мой отец долгое время занимал высокие посты, а мама была учительницей английского языка, поэтому они прекрасно владели русским языком. Таким образом, определенные знания у меня были. Однако, стоит признать, что первое время мне было сложно, так как учеба полностью велась на русском. Но спустя некоторое время я привык. Немаловажную роль в этом сыграли мои одногруппницы, причем я был единственным парнем в группе. Меня они тепло приняли и даже сделали старостой (улыбается).

 — Я слышал, что у Вас сразу несколько специализаций, одной из которых является международная журналистика…

— Конечно, журналистика – это моя главная специализация, куда я пришел благодаря своей любви к спорту. У меня всегда были политические и экономические статьи, но спорт занимал первостепенное место. Я сделал свое имя как спортивный журналист и комментатор. Что касается специализации, то у меня их три, и это написано в моем дипломе. Первая — специалист по международному праву и международным отношениям. Вторая – переводчик. Первый язык у меня английский, а второй у нас был выборочным, и я предпочел язык дипломатии – французский, который мы изучали год, причем посещая французское посольство. Тогда я свободно говорил на французском, но ввиду неиспользования его в последующие годы, стал забывать. Сдав госэкзамен и, получив в сумме 9 баллов, "5" — по английскому, и "4" — по французскому, я получил возможность работать переводчиком. Третья – международный журналист. Последняя специализация мне очень помогла в жизни добиться поставленных целей. Сегодня я могу назвать себя не только спортивным, но и международным журналистом, так как за время своей карьеры я успел побывать почти в ста странах мира.



— С чего началась Ваша деятельность на отечественном телевидении?

— Я пришел на телевидение в 1993-ем году. Местом моей работы стало Азербайджанское Телевидение (АзТВ). Мне посчастливилось работать под руководством заслуженного журналиста Азербайджана, телевизионного журналиста, доктора филологических наук Гулу Магеррамли. Он сыграл большую роль в моем формировании как тележурналиста, за что я ему очень благодарен. Однако, тогда он вел общественно-политическую передачу под названием "7 дней", а я готовил репортажи, брал интервью на азербайджанском и английских языках.

— Но когда Вы, наконец, попали в свою стихию – спорт?

— Это произошло в 1994-ом году. Хочу отметить, что мне всегда нравилось смотреть иностранное телевидение, так как там показывали много интересных передач и телешоу. Например, возьмем соседнюю Турцию, где показывали передачу "Televole". Я смотрел эту передачу, и каждый раз находил для себя что-то новое, полезное. Как говорится "не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Помимо турецкого телевидения, я смотрел итальянские, испанские, английские спортивные каналы. Даже сегодня у меня дома установлено несколько спутниковых антенн, благодаря которым я каждый день просматриваю мировые каналы. Почему это необходимо? Даже в середине 90-х годов прошлого столетия спортивные телеканалы создавали программы, где наблюдался синтез шоу и спорта, искусства и спорта. Хочу отметить, что в те годы спорт в Азербайджане не был столь популярен, ему не уделялось такого внимания, как сегодня. Одно из подтверждений этому является открытие канала "İdman Azərbaycan". Поэтому мне захотелось привнести в эту среду нечто новое, в результате чего мы создали передачу "Sport-daycest".

— Что представляла собой эта передача?


— Это спортивная передача, где мы занимались подборкой самых интересных спортивных новостей. Ее отличительная особенность состояла в том, что мы снимали интересные необычные для нашей аудитории сюжеты. Например, сюжет о том, как играет в футбол азербайджанский певец, народный артист Азербайджана Агададаш Агаев. Другой пример, как чемпион мира по каратэ Физули Мусаев играет на гитаре, одев при этом сомбреро. Эти эксклюзивные кадры показали именно мы. Такой подход пришелся по вкусу азербайджанскому зрителю. Мы сразу набрали большую аудиторию. Это было новшеством в азербайджанской телеиндустрии, куда мы привнесли мировой спорт. Например, тогда такие виды спорта, как бейсбол, гольф, пляжный волейбол не были популярными в Азербайджане, о многих видах спорта в стране просто не знали. Они стали известными у нас благодаря нашей передаче. Тогда даже баскетбол не вызывал такой интерес. В сюжетах передачи "Sport-daycest" мы рассказывали о легендарном баскетболисте, летающем Майкле Джордане и о других звездах Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) США. Это сыграло свою роль в его популяризации в нашей стране. Эта программа выходила в эфир пять лет, и считалась единственной передачей такого рода в Азербайджане.

 — Какую программу Вы стали вести после "Sport-daycest"?

— После этого каждый день я вел спортивные новости. Здесь уже начал происходить новый этап в моей телевизионной карьере, так как я уже сформировался как спортивный комментатор.

 — Был ли у Вас кумир среди комментаторов, на которого Вам бы хотелось походить?

— Моим самым любимым комментатором был легендарный советский комментатор Николай Николаевич Озеров. Ведь это не просто спортивный комментатор, это настоящий мастер своего дела, кумир миллионов, чей голос и манера вести матчи стала его визитной карточкой. Для меня он не просто учитель или профессор, он академик в мире спорта. Я поражался умению Озерова поднять или уменьшить темп матча, активизировать телезрителей, зарядить их энергией, переживанием и способностью проникнуться в наблюдаемый с экрана матч. В советское время к комментаторам относились очень строго, следили за каждым произнесенным словом, за манерами, которые использует журналист во время матча. Например, иностранные комментаторы в Бразилии, Италии или Испании, всегда отличались эмоциональным стилем ведения матча. К нам это приходило с годами. Вначале длинный крик "Гооооооол" азербайджанский зритель воспринимал как-то странно, но вскоре он к этому привык, что комментатор вправе разделить свою радость вместе с телезрителями, особенно, когда эмоции зашкаливают. Сейчас, наоборот, если комментатор пассивен, не старается поднять эмоциональный накал во время игры, телезрителям это не нравится.

Сегодня, живя во время научно-технического прогресса, где компьютеры проникли во все сферы человеческой жизни, мы привыкаем к автоматизации и компьютеризации. Однако, в мое время у нас не было компьютеров. У нас в студии были широкие ленты с записями репортажей Николая Озерова. Я переписывал их и мог часами слушать матчи, которые он комментировал. Например, противостояния между сборными командами по футболу Бразилии и Аргентины, и многие другие игры чемпионатов мира по футболу. Это стало для меня отличной школой, я почерпнул для себя многое. Помимо этого, я комментировал все новые и новые матчи, потому что недостаточно знать одну теорию, нужно применять полученные знания на практике.

— Именно благодаря этому Вы и попали в историю азербайджанского спорта…

— Да. Эльнур Ашрафоглу стал первым спортивным журналистом независимого Азербайджана, которому в прямом эфире довелось комментировать матч по футболу из-за рубежа между сборными командами Израиля и Азербайджана. Этот исторический матч состоялся в 1995-ом году. Тогда мы проиграли со счетом 2:0. Это был прорыв в спортивной тележурналистике. Например, в советское время самой популярной футбольной командой страны был клуб "Нефтчи", зарубежные игры которого не показывались в регулярном порядке по сравнению с домашними поединками. Сейчас ситуация резко поменялась, так как сегодня азербайджанское телевидение транслирует все игры своих клубов, причем в прямом эфире. До вышеописанного матча у меня были репортажи, но встреча Израиль-Азербайджан стала первой игрой, которую я комментировал из-за границы.

 — Помните первые спортивные состязания, которые Вам довелось комментировать?

— Конечно, я по сей день помню первый репортаж, который мне довелось комментировать. Как ни странно, это был не футбол (смеется), а профессиональный бокс. Честно сказать, я сейчас затрудняюсь назвать имена боксеров, но точно помню, что это были поединки профессиональных всемирно-известных боксеров – легенд мирового бокса.

 — Во время нашей беседы Вы сказали, что самый любимый вид спорта для Вас – это футбол. Но мне бы хотелось узнать, какие виды спорта помимо футбола Вам нравилось комментировать?

— Это интересный вопрос. Сегодня спортивным комментаторам работать стало намного сложнее. Кончено, в техническом плане, имею в виду технику и компьютеры, стало легче. Но дело в другом. Давайте оглянемся назад в эпоху СССР, когда существовали две популярные команды ФК "Нефтчи" и женская команда по гандболу "Автомобилисты". Это были два командных вида спорта, комментировать которые было не так сложно, так как – это игры с мячом, который нужно отправить в ворота, то есть определенная схожесть имеется. Сегодняшним комментаторам работается намного сложнее. Почему, спросите Вы?! Дело в том, что количество видов спорта увеличилось в несколько раз, что создает определенные трудности для спортивных журналистов.

 — Какой выход Вы видите из сложившейся ситуации?

— По моему мнению, необходимо проводить специализацию между комментаторами по отдельным видам спорта. Таким образом, можно будет улучшить комментаторские навыки. Один и тот же журналист просто не может комментировать совершенно разные виды спорта, например, хоккей на траве, художественную гимнастику, бокс и керлинг. Каждый вид спорта обладает своей индивидуальностью, своей терминологией, своими тонкостями. Согласитесь, что приятно слушать журналиста, который хорошо разбирается в комментируемом им спорте, знает его историю, правила и все последние события. У каждого комментатора должна быть своя специализация. Например, обратите внимание на комментаторский состав телеканала НТВ. Даже среди футбольных комментаторов идет строгое разделение: одни специализируются на чемпионате Италии, другие – Испании, третьи – Германии, четвертые – Англии, пятые – Франции и т.д. Вы никогда не увидите, что один и тот же журналист комментирует игры разных футбольных лиг. Видите, какое разграничение даже внутри одного вида спорта, что приносит свои плоды. Ведь эти комментаторы профессионалы своего дела, что они и доказывают изо дня в день.



— Но если у нас нет такого четкого разграничения, что Вы посоветуете нашим азербайджанским комментаторам?

— Постоянно работать над собой и совершенствовать свои знания, если они хотят стать профессионалами своего дела. Например, мы видим, как часто меняются правила того или иного вида спорта. Возьмем, к примеру, борьбу, которую хотели исключить из программы Олимпийских игр, но было проведено собрание, на котором было изменено название федерации борьбы и эмблема, подверглись изменению правила самой борьбы, чтобы сделать этот вид спорта более зрелищным. Например, после золотой медали, которую принес нашей стране Эльнур Мамедли по дзюдо на Лондонской олимпиаде в 2012 году, правила этой борьбы серьезно изменились, стали более строгими. Комментатору всегда необходимо быть в гуще событий, следить за этими изменениями и нововведениями, обновлять свои знания. Это жизненно важно. Сегодня спорт развивается с невероятной скоростью. Поэтому комментатор должен развиваться вместе с ним, а не стоять в стороне.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, мне больше всего нравилось комментировать футбол и только футбол, особенно противостояния итальянских клубов Ювентуса и Милана. Например, эль-классико – поединки испанских грандов королевского клуба Реала Мадрида и каталонской Барселоны.

Одним из самых тяжелых для меня в эмоциональном плане стал мачт между сборными командами по футболу Польши и Азербайджана. Это была выездная встреча, которую я комментировал, находясь на трибуне польского стадиона. Матч закончился со счетом 8:0 в пользу поляков. После пятого гола я выключил микрофон и перестал комментировать. В Баку подумали, что возникли какие-то технические проблемы. Матч довел до конца дежурный комментатор. Представьте себе, что твоя небольшая комментаторская кабинка находится в окружении ликующих поляков, от ора которых можно было просто оглохнуть. Вдобавок после каждого забитого гола, польские болельщики начинали кричать "Еще, еще, еще", смотря на наш комментаторский пост.

От этого можно было просто сойти с ума, особенно, когда идет игра фактически в одни вороты и сборная твоей страны, к большому сожалению, не может ответить голом в ворота соперника. Признаюсь, такие тяжелые матчи были, но вышеописанный матч по своему накалу можно поставить на первое место…. Несмотря на то, что во времена независимого Азербайджана я занимал первое место по количеству комментируемых матчей сборной нашей страны по футболу, я старался избегать подобных противостояний, чтобы не попадать в вышеописанные ситуации. А комментировал я долго, целых 13 лет, а перестал этим заниматься в 2009-ом году.

 — За какую футбольную команду болеете?

— Ливерпуль. Знаменитая песня данного клуба "You’ll Never Walk Alone", что в переводе означает "Ты никогда не будешь идти один" говорит о многом. Это не просто слова, не просто футбол, это философия, это жизнь, это воспоминания, это история. Я был в Ливерпуле, смотрел игры этого клуба, даже прошел по небольшой территории, разделяющей стадионы двух клубов, вечных соперников "Энфилд" (Ливерпуля) и "Гудисон Парк" (Эвертона), когда все это расстояние в милю было выложено розовыми гвоздиками и футбольными шарфами в память о трагических событиях в "Хиллсборо". Это кровавая трагедия объединяет непримиримых болельщиков обоих клубов.

Помню прощальный матч легендарного капитана Ливерпуля Стивена Джежарда, когда он завершил свою карьеру в данном клубе. Даже смотря на происходящее из Баку, я не смог сдержать слез, настолько трогательно это выглядело. Хочу отметить, что я официально являюсь челном ФК Ливерпуль. В Азербайджане нас таких было всего двое: это я и генеральный директор компании "SOCAR Energy Georgia" Махир Мамедов.

Ливерпульские болельщики очень преданные и до конца поддерживают свою команду. В этом я смог еще больше убедиться во время финала Лиги Чемпионов 2004-2005-х годов, который проходил на турецком стадионе Ататюрк в Стамбуле, куда я вместе с друзьями отправился смотреть этот исторический матч. Еще до начала игры было невозможно зайти ни в один турецкий бар, потому что везде были ливерпульские болельщики, их было настолько много, что они ходили повсюду, включая знаменитую турецкую площадь Таксим. Весь Стамбул стал красного цвета. Помню, как после матча между сборными Азербайджана и Англией, я сделал памятное фото со Стивеном Джерардом и заказал себе футболку Ливерпуля с этим фото на груди. Болельщики Ливерпуля, когда меня видели, обнимали, целовали и начинали петь песню, посвященную своему легендарному капитану. На стадионе 80% составляли болельщики английского клуба, который после первого тайма проигрывал 3:0. Представьте себе, как запел стадион, когда футболисты Ливерпуля появились на поле. Это было потрясающе. Благодаря поддержке и любви своих болельщиков Ливерпуль сравнял счет, а затем по серии пенальти одержал достойную победу. Это был фантастический финал с драматической развязкой. Ливерпуль поистине легендарная команда, за которую я всегда болею! Конечно, мне нравится турецкий клуб Фенербахче, но Ливерпуль всегда в моем сердце.

— Спортивному комментатору всегда приходиться оставаться нейтральной стороной во время работы. Как Вам это удается?

— Игры Ливерпуля я не комментировал, старался взять вместо этого другой матч (смеется). Помню, как я комментировал поединки Фенербахче против английских и немецких клубов. Тогда я не скрывал, что держу сторону турецкого клуба, и так как в Азербайджане традиционно болеют за турков в их противостоянии в еврокубках, мое отношение было воспринято телезрителями в порядке вещей (улыбается). Намного сложнее было комментировать азербайджанскую премьер-лигу, ведь у меня много друзей и знакомых в разных клубах. Помню, как после матча меня даже спрашивали, почему я выразил симпатию другому клубу. Одним словом, такие моменты тоже были. Поэтому держать нейтралитет сложно, но мы, комментаторы, над этим работаем. Например, даже комментируя эль-классико и являясь фанатом Барселоны, ты не должен забывать, что игру смотрят и болельщики Реала, чувства которых нельзя обижать, поэтому нужно всегда сохранять нейтралитет.

 — В начале нашей беседы Вы отметили, что Вас часто отправляли в командировки. Какие страны Вам удалось посетить?

— Честно сказать, я уже сбился со счета. Раньше считал, а сейчас уже перестал это делать. Мне удалось посетить около ста стран. Я был, можно сказать, везде. Например, Австралия, Южная Африка, Япония, Аляска, Тринидад и Тобаго, Бразилия, Мексика и т.д. Одним словом, побывал во всех частях земного шара.

 — Как Вы считаете, в чем причина успешности азербайджанских атлетов в индивидуальных видах спорта, нежели в групповых?

— Если я скажу, думаю, соотечественники на меня не обидятся, так как это правда, которую они правильно воспримут. Я никогда не говорил о недостатках своего народа, наоборот, только о его достоинствах. Однако, к большому сожалению, мне приходится озвучить печальный факт. Сегодня 11 азербайджанцев не могут совместно сделать одну работу. Обидно, что у нас не хватает единства для сплочения и выполнения общего дела. Поодиночке мы можем преуспеть, так как в этом случае человеку приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы и не рассчитывать на помощь своего напарника. В последнее время наши боксеры серьезно подтянулись, и у нас появилось больше медалей в этом виде спорта. А раньше и по сей день – это была и остается борьба. Я имею в виду специфику данного вида спорта. Мы первые там, где нужно свалить, повалить и поставить подножку. Почему мы не побеждаем в большом теннисе? Это ведь тоже индивидуальный вид спорта?! А в борцовских видах — мы первые, потому что ставить подножки и сваливать друг друга у нас хорошо получается. Специфика этих видов спорта явно демонстрирует жизнь некоторых наших соотечественников, которые только и ждут момента, чтобы подставить своего коллегу, затоптать его, если он оступился или же стащить вниз, если он поднялся выше тебя и по возможности занять его место. Увы, но это правда. Эти чувства и настроения сильно влияют на командный дух, не давая ему сформироваться. Поэтому у нас ничего не получается в командных видах спорта. Если провести соревнования по сплетням, то мы обязательно попадем в тройку сильнейших (смеется).

Все вспоминают легендарную команду "Нефтчи", которая в 1966-ом году заняла третье место на чемпионате Союза и получила бронзу. Но не все обращают внимание на то, что из 11 футболистов только трое были азербайджанцами. Это нужно воспринимать нормально. Я не говорю, что у нас нет одаренных людей. Я могу назвать сотню, а может и больше людей, прославивших Азербайджан на весь мир. Здесь и ученые, и писатели, и поэты, и музыканты, и врачи, этот список, который охватывает все сферы человеческой жизни, можно долго перечислять. Но, к большому сожалению, у нас нет единства. Это стоит признать. Это факт и от этого никуда не денешься.

— Каким Вы видите выход из сложившейся ситуации?

— Над этим вопросом нужно работать с детства, развивать в детях коллективную психологию, психологию сотрудничества и единства. Лидерские качества, бесспорно, важны, но надо уметь работать в команде, не бояться положиться на своего товарища, зная, что он тебя не предаст. Эти аспекты очень важны. Например, для футбола необходимо создание академий этого вида спорта, где детям будут преподавать профессионалы, обучать их разносторонне, воспитывать в ребятах коллективный дух. Обратите внимание, когда сборная Азербайджана по футболу проводит свою очередную игру и звучит гимн нашей Родины, из 11 человек гимн поют только трое, а то и меньше, а остальные вообще его не знают. У Бахрама Багирзаде есть хорошее выражение: "Немцы слушают Баха, читают Конфуция, а наши ребята слушают мейхану". Поэтому немцы ушли вперед, потому, что нужно читать книги, развиваться не только физически, но и интеллектуально. У нас рождаются самородки, спорить не буду. Однако, нужно поставить развитие на рельсы массовости, чтобы интеллектуальную картину развития народа формировали не отдельно-взятые индивиды, а нация целиком. К этому нужно стремиться. Именно поэтому необходимо начинать с академий, где будет формироваться дух патриотизма, и вчерашний ребенок, оказавшийся на поле, будет бороться до конца.

 — Однако, несмотря на все вложения и приглашение иностранных специалистов, футбол в Азербайджане развивается не так, как нам того хотелось бы. Как, по-Вашему, в чем причина?


— Расскажу интересный случай, после которого все станет ясно. Все помнят, когда сборную Азербайджана тренировал Карлос Альберто Торрес, бывший бразильский футболист, центральный защитник, чемпион мира 1970 года в составе сборной Бразилии. Он был капитаном сборной на победном чемпионате в Мексике вместе с легендарным Пеле, и входит в символическую сборную мира XX века. На одной из тренировок сборной на республиканском стадионе, я подошел к Торресу, с которым у меня были хорошие отношения, и решил узнать у него, почему мы не можем играть в футбол, в чем причина?

Он, ничего не говоря, взял мяч и пнул его в сторону 12-13-летнего мальчика, который занимался подачей мячей во время тренировки. Эти дети обычно являются воспитанниками школ местных футбольных клубов. Мяч ударился о мальчика, как о столб и упал к его ногам. Тогда он посмотрел на меня и сказал: "Проделай я это в Бразилии, например, и если передо мной оказался бы мальчишка, который профессионально не занимается футболом, а просто отдыхает на песчаном пляже, он бы принял мяч, обработал его, сделал дриблинг и вернул мне его обратно. А от ваших будущих футболистов мяч отскакивает как от столбов. Футбол – это не ваше. Лучше занимайтесь другими видами спорта". Разве можно с ним не согласиться (смеется)?!



— Будучи спортивным комментатором, чья жизнь неустанно связана со спортом, хотелось бы узнать следующее: смогут ли первые в истории Европейские игры "Баку-2015" способствовать популяризации нетрадиционных видов спорта для Азербайджана, как фехтование или водное поло?

— Не все так быстро. Думаю, это сделать будет сложно. Преграду на пути к этому создаст менталитет. Вновь отмучу, что развить нетрадиционные для нас командные виды спорта вообще сложно. Например, водное поло, баскетбол. Давайте возьмем волейбол. Конечно, у нас здесь имеются определенные достижения, но давайте посмотрим правде в глаза. С приходом Фаика Гараева, наравне с легионерами этим видом спорта занимались и азербайджанские девушки. А что мы видим сегодня? Отцы-азербайджанцы практически не отдают своих девочек заниматься волейболом. Это крайне редкие случаи и все об этом знают. Здесь виноват не Фаик Гараев. Аналогичная ситуация обстоит с гимнастикой. Как и в волейболе, дело здесь не в тренерах. Это стереотипы и предрассудки, которые вставляют палки в колеса на пути развития спорта. Зато достать билеты на женский пляжный волейбол в рамках Евроигр "Баку-2015" было практически невозможно, и большинство зрителей составляли именно мужчины, которые не позволяют своим женам и дочерям заниматься этим видом спорта. Значит, смотреть, как играют другие девушки, им нравится, а своим они ставят вето. Об этом нужно говорить, чтобы хоть как-то повлиять на местную психологию! Однако, в соседней Турции, которую мы считаем братской страной, дети повально занимаются спортом, причем огромное число девушек. Посмотрите на турецкую женскую сборную по волейболу, вы там найдете легионеров? 99% команды составляют турчанки, как и должно быть! Нужно воспитывать свои кадры!

Однако, даже в нетрадиционных видах спорта мы можем добиться успеха, если захотим. Недавний случай меня сильно удивил.

 — Какой?

— В рамках Евроигр "Баку-2015" проходили соревнования по фехтованию, где азербайджанские сестры-близнецы Севиль и Севиндж Буньятовы завоевали серебренную и бронзовую награды, причем победив серьезных соперников. Отмечу, что это наши азербайджанские девушки, родом из Сураханов. Я читал их интервью и был удивлен. Девушки рассказывают, как их матери, работавшей уборщицей в спортивном клубе "Нефтчи", было не с кем оставить девочек, и она брала их с собой на работу, записав на фехтование. Представляете, какое счастье для бедной семьи, когда девочки через столько лет долгих и упорных тренировок, одержали победы. Это настоящий прогресс, как для азербайджанского спорта в целом, так и спортивного клуба "Нефтчи" в частности. Пример этих девочек доказывает, что спорт может стать для человека путевкой в жизнь, если трудиться и стараться!

Поэтому, считаю, что для развития спорта необходимы четкие системы, над разработкой которых должны работать профессионалы. Азербайджан всегда славился своими силачами, кидающими гири, но медали по тяжелой атлетике нам приносит болгарский легионер! Почему?! Потому что необходимо проводить селекцию, которая, увы, не проводится. Нужно ездить по регионам страны и искать самородков, хороший спортивный материал, из которого можно вылепить будущих спортсменов страны. Селекцию нужно проводить по всем видам спорта, и выяснять, о предрасположенности жителей регионов к тем или иным видам спорта. Например, в южной зоне или в Сумгайыте хорошо играют в футбол, значит там нужно построить больше спортивных футбольных школ и академий, пригласить специалистов, а не ставить на должность своего родственника, который понятия не имеет, что такое футбол. Вышеперечисленные аспекты необходимы для того, чтобы дети могли профессионально заниматься этим видом спорта, одним словом, создать все необходимые условия. Только так может что-то получиться.

— Азербайджан борется за проведение чемпионатов мира и Европы по футболу. Как Вы считаете, сможем ли мы принять столь крупные спортивные турниры?

— Совсем недавно Азербайджан провел у себя первые в истории Европейские игры "Баку-2015", причем это спортивное мероприятие было организовано на высочайшем уровне по олимпийской системе. Начиная с 1996-го года, я принимал участие на всех олимпиадах (пяти летних и четырех зимних), поэтому могу сказать, основываясь на своем опыте, что организация Евроигр "Баку-2015" ничем не отличалась от обычных олимпийских игр. Поэтому, считаю, что Азербайджан в состоянии провести не только чемпиона Европы и мира по футболу, но и Олимпийские игры.

 — Бывали ли случаи в Вашей карьере, когда Вы комментировали соревнования вместе с легендами мирового спорта?

— У многих легенд мирового спорта я брал интервью и фотографировался с ними на память (смеется). Но комментировать спортивные состязания вместе с ними мне не удавалось. Однако, с азербайджанскими легендами было неоднократно. Например, мы комментировали вместе с Намиком Абдуллаевым, азербайджанским борцом вольного стиля, подполковником полиции, заслуженным мастером спорта, чемпионом летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее в весовой категории до 54 кг. Помимо него, с азербайджанским борцом классического стиля, мастером спорта, чемпионом летних олимпийских игр 2004 года в Афинах в весовой категории до 66 кг. Фаридом Мансуровым, олимпийским чемпионом летней олимпиады в Лондоне 2012, мастером спорта по дзюдо, вице-президентом борьбы дзюдо Эльнуром Мамедли, с олимпийской чемпионкой по гандболу Людмилой Шубиной, с главным тренером женской сборной Азербайджана по гандболу Рафигой Шабановой и многими другими.

Я брал интервью у таких спортсменов, как американский профессиональный баскетболист, играющий на позиции легкого и тяжелого форварда за команду НБА "Кливленд Кавальерс" Леброн Джеймс, выдающийся американский профессиональный баскетболист, выступающий в Национальной баскетбольный ассоциации за команду "Лос-Анджелес Лейкерс" Коби Брайант. Я сфотографировался с вышеупомянутыми баскетболистами, а также с выдающимся Лионелем Месси, богом футбола Диего Марадоной, с королем футбола Пеле, с американским пловцом, единственным в истории спорта 18-кратным олимпийским чемпионом, 26-кратным чемпионом мира в 50-метровом бассейне, абсолютным рекордсменом по количеству наград в истории Олимпийских игр Майклом Фелпсом и многими другими. Я видел этих легендарных спортсменов, общался с ними, чему я очень рад!

 — С кем из звезд мирового спорта Вы хотели бы встретиться в будущем?

— Интересно, остался ли такой человек. Думаю, что вряд ли (смеется). Я рад, что стал именно спортивным журналистом. Эта профессия позволила мне побывать в стольких странах мира, на олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира, и увидеть всех звезд мирового спорта. Возможно, если в будущем появится какая-то новая звезда (улыбается)….



— Поделитесь секретом, как спортивному комментатору удается быть в курсе всех событий в мире спорта?

— Несмотря на то, что сегодня я отошел от комментаторской скамьи, я продолжаю работать над собой. Сегодня благодаря интернету мы можем получить самую последнюю информацию, прослушать горячие новости, и таким образом, находиться в курсе всех событий. Информации действительно очень много. Негативное влияние интернета состоит в том, что мы стали меньше читать, а живое общение все чаще заменяется виртуальным. Сегодня достаточно посидеть часик в социальной сети "Фейсбук" и можно получить информацию обо всем, что происходит и у твоих друзей, и в мире.

Если даже я перестал комментировать, мне все равно интересно узнать новые виды спорта, их правила, особенности, ведь это здорово! Правда, порой я ностальгирую по тем дням, когда комментировал спортивные состязания.

 — Чего не хватает нашему телевидению?

— Многого (смеется). Вообще, нашему телевидению необходимы новые качественные проекты, эксклюзивные интервью со спортсменами мирового уровня, как это делают турки. Переход в Барселону Арда Турана повлечет за собой интервью с Месси, Неймаром, Суаросом и многими другими. Вот, к чему мы должны стремиться! Помимо этого, необходимо увеличить количество прямых репортажей по самым разным видам спорта.

 — Чем Вы занимаетесь сегодня?

— В настоящее время я являюсь официальным представителем спортивного клуба "Нефтчи". Мне часто задают этот вопрос (смеется). Ответ всегда один – спорт и спортивная журналистика. Это мое призвание. Бывший президент футбольного клуба "Нефтчи", а ныне глава Общественного объединения спортивного клуба "Нефтчи" Садых Садыхов, который на протяжении пяти лет был президентом ФК "Нефтчи", хорошо разбирается в своем деле. Во время его президентства ФК "Нефтчи" три раза становился победителем азербайджанской премьер-лиги, два раза выиграл кубок Азербайджана, и впервые в истории участия национальных клубов в еврокубках вышел в групповую стадию. Это человек, который любит спорт, его дети – спортсмены. Конечно, работать с таким человеком – очень приятно!

В спортивный клуб "Нефтчи" входят 36 видов спорта. Подчеркну, Намик Абдуллаев, Эльнур Мамедли, Фарид Мансуров, Вугар Алекперов, Расул Чунаев, Тогрул Аскеров, Ильхам Закиев, одним словом все ныне живущие корифеи спорта и победители олимпийских игр, чемпионатов Европы и мира входят в спортивный клуб "Нефтчи". На Евроиграх "Баку-2015" СК "Нефтчи" представляли 79 спортсменов, 16 из которых завоевали медали: шесть золотых, пять серебряных и пять бронзовых!

Наша задача заключается в освещении спортивных достижений наших спортсменов, представление их азербайджанской аудитории. Недавно начал функционировать сайт "neftchi.org", мы хотим создать новую студию для встреч и бесед с нашими спортсменами, тренерами. Мы проводим определенную работу в социальных сетях, где имеются официальные страницы нашего клуба. Нельзя не отметить, создание Наблюдательного совета профессионального футбольного клуба "Нефтчи", который призван поднять имидж команды. Я неоднократно брал интервью у председателя этого Совета Чингиза Абдуллаева и члена Совета Бахрама Багирзаде. Эти люди живут футболом. Однако, наряду с этими людьми должны работать профессионалы, которые отлично разбираются во всех тонкостях футбола. Это очень важное условие, без которого будет сложно добиться прогресса. В состав Совета входят специалисты, а также наши ветераны Самед Гурбанов, Мубариз Зейналов и многие другие. Садых Садыхов также является членом Наблюдательного совета. Однако, наряды с ними нам необходимы молодые энергичные кадры. Если ты играл в футбол, это не значит, что ты обязательно должен оставаться в этом виде спорта и входить в состав аналогичных советов.

Разве легендарный португальский тренер Жозе Моуринью был великим футболистом?! Он был спортивным журналистом, а потом переводчиком. Например, восьмой президент ФИФА Йозеф "Зепп" Блаттер был обычным журналистом. Не буду говорить о его недавнем коррупционном скандале, но посмотрите, сколько этот человек сделал для развития мирового футбола! Это легендарная личность. Посмотрите, какой была ФИФА в 1994-ом году, и какой она является сегодня! Это ведь небо и земля. Сегодня туда вкладываются миллиарды, заключаются сделки о многомиллионных футбольных трансферах. Раньше этого не было. Маркетинг менеджеры играют свою роль в поднятии имиджа клуба, в привлечении к нему интереса и повышения его имиджа, но футболом должны заниматься специалисты своего дела. И требование — является этот человек футболистом или нет, не должно быть важным. Он может быть и переводчиком, и журналистом, и инженером, и актером, и режиссером, и писателем. Главное, чтобы этот человек принес пользу развитию футбола и внес туда свою лепту.

— К Вашему образу жизни можно применить известную пословицу: "В здоровом теле, здоровый дух"?

— Стараюсь (смеется). Я до сих пор играю в мини-футбол как минимум два раза в неделю. Утренняя гимнастика и футбол.

 — У Вас есть дети? Они, наверное, тоже увлекаются спортом?

— Да, я женат и у меня двое детей: девочка (9 лет) и мальчик (3 года). Сын уже сейчас любит играть в мяч. Станет ли он футболистом, сейчас думать пока рано (смеется). Хочу выразить особую благодарность моей супруге, которая всегда меня поддерживает. Вы знаете, что работа спортивного журналиста отличается ненормированным графиком, постоянными командировками, разъездами. Порой я возвращался домой в три часа ночи после поздних футбольных матчей, но супруга всегда относилась к этому с пониманием, за что ей большое спасибо! Я понимаю, что жить в таком ритме сложно и его выдержит не каждая женщина, но главное мы вместе, что позволяет нам идти вперед!


Facebook Google Favorites.Live BobrDobr Delicious Twitter Propeller Diigo Yahoo Memori MoeMesto

Комментарии [ показать все комментарии ]

  • Даже читать не стал интеvью этого подхалима-чyшкy.неожидал от vас Эркин, ты ещё Гюндyза Аб. опyбликyй

    Эльмар Новрузов (yuve) / 07.02.2017 12:52 / Aзербайджан

  • Даже читать не стал интеvью этого подхалима-чyшкy.неожидал от vас Эркин, ты ещё Гюндyза Аб. опyбликyй

    Эльмар Новрузов (yuve) / 07.02.2017 12:45 / Aзербайджан

  • Необходимо пройти регистрацию,
    или же авторизоваться для того, чтобы оставить комментарий

Турнирная таблица

КомандаИО
1Карабах2756
2Габала2752
3Интер2743
4Зиря2736
5Кяпяз2733
6Сумгаит2732
7Нефтчи2729
8АЗАЛ2710
9-00
10-00
Вся таблица

Голосование


Интервью

22.04.2017 Роберт Просинечки: Не хочу комментировать интерес Валенсии (0)
  Главный тренер сборной Азербайджана Роберт Просинечки ответил на вопросы прессы на церемонии открытия музея "Нефтчи".
22.04.2017 Президент АФФА: В Премьер-лигу будут допущены лишь те, кто пройдет лицензирование (1)
  Глава АФФА Ровнаг Абдуллаев пообщался с прессой в ходе импровизированного брифинга, организованного на открытии музея "Нефтчи".

Самое читаемое

- Эксклюзив: Гара Гараев переходит в московский Локомотив (2075)
- Никакая это не первоапрельская шутка: Юрий Семин подтвердил интерес Локомотива к Гараеву (1353)
- Не так уж все у нас и плохо: Сравнение национальной команды Азербайджана со сборными постсоветских стран из зоны УЕФА (1253)
- Рамин Мусаев: Финал пройдет в Нахичевани, АЗАЛ может остаться в премьер-лиге, из Первого дивизиона поднимутся... (1076)
- Миллиардер Фархад Ахмедов создал футбольный клуб в Гейчае (950)
- Из серии только в азербайджанском футболе: Молодой защитник Сумгаита притесняется за свои агностические взгляды (915)
- Азербайджанский комментатор был уволен из-за Мхитаряна? (891)
- Дмитрий Нагиев: Многие думают, что у меня азербайджанские корни по отцовской линии, но это не так. Так что, никакой я не Дмитрий Руслан-оглы (878)
- Байки из Чайханы-2: Демарш молодого тренера из-за баек, закулисные атаки на Эльхана Абдуллаева, ставки из Малайзии (825)
- Тарлан Ахмедов объявил об уходе из АЗАЛ, и возглавит... (771)

Самое обсуждаемое

- Тарлан Ахмедов объявил об уходе из АЗАЛ, и возглавит... (3)
- Эльхан Абдуллаев: Я не обещал что Нефтчи обыграет Карабах со счетом 3:0 (2)
- Чингиз Абдуллаев: Маркаров любит Нефтчи и болеет за него (2)
- Сумгаит обыграл Нефтчи, Габала теряет очки (2)
- Министерство обороны закрывает МОИК (2)
- Азербайджан сохранил 26 место в рейтинге УЕФА (1)
- Президент АФФА: В Премьер-лигу будут допущены лишь те, кто пройдет лицензирование (1)
- Заур Сванадзе: Агаев, Гаджиев и Гулиев переходят в Нефтчи (1)
- Сезон 2016/17, 27-й тур: Габала - Интер 4:3 (ВИДЕО) (1)
- Из серии только в азербайджанском футболе: Футболист Интера отметил свадьбу в день игры своей команды (1)
- Так забивает Мирабдулла Аббасов (ВИДЕО) (1)
- Из серии только в азербайджанском футболе: Молодой защитник Сумгаита притесняется за свои агностические взгляды (1)
- Четыре претендента на четвертое место в Еврокубках: Зиря - фаворит, Нефтчи - аутсайдер (1)
- Габале и Интеру вручили медали (ВИДЕО) (1)
- Нефтчи будет присуждено техническое поражение... (1)

Табло игр

27

23.04.2017
17:00
Зиря
Нефтчи
0
3
17:00
АЗАЛ
Кяпяз
1
2
17:00
Карабах
Сумгаит
2
1
24.04.2017
14:00
Габала
Интер
4
3



Теги


 

© 1999-2014 Azerifootball
info@azerifootball.com

Разработка и поддержка: ExtraWeb

О проекте Реклама Контакты

При использовании материалов с сайта гиперссылка обязательна.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.